Способность к общению важнейшая составляющая социальной адаптации. В среде обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, проблема формирования навыков коммуникации, как вербальных, так и невербальных, является одной из ведущих. В настоящее время в школе – интернате 47% обучающихся (данные логопедического обследования по состоянию на сентябрь 2015 года) имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени. В сообществе логопедов их называют «неговорящие» дети.

В связи со своеобразием речевого статуса детского контингента обучающихся, задача обучения «неговорящего» ребенка общению стала первоочередной.

Анализ отечественного и зарубежного опыта обучения средствам общения детей данной категории показал, что наиболее продуктивной является альтернативная коммуникация. Языковая программа Макатон выбрана средством альтернативной коммуникации в речевой среде школы — интерната.

В 2013 году учитель — логопед Толочко Александра Сергеевна прошла Тренинг Базового уровня Языковой программы Макатон (сертификат). С января 2014 года в школе – интернате реализуется проект  «Обучение детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени, и их родителей альтернативной аугментативной системе коммуникации по языковой программе Макатон.

Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Макатон — очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.

В основном словаре 196 слов. Словарь разделен на четыре стадии: в первой и второй  — по 47 слов, в третьей и четвёртой по 51 слову.

    Принципы обучения:

  • — поэтапное обучение (разделение словаря на группы);
  • — применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях (соотнесение опыта);
  • — спонтанное использование жестов и символов в естественной среде (обучение окружающих);

Способы улучшения понимания жестов и символов:

  • — использование в работе реальных объектов и игрушек, картинок и фотографий;
  • — соотнесение/сравнивание жестов и символов;
  • — применение метода поэтапного обучения;
  • — функциональный подход (при выполнении повседневных дел);
  • — развивающий подход (на структурированных обучающих занятиях).